Во многих случаях слияния проводятся по взаимному согласию между менеджерами и советами директоров обеих компаний. Когда компании примерно одинакового размера, такие дружественные слияния обычно провозглашают «объединением равного с равным». Однако на практике одна команда менеджеров обычно подминает под себя другую. Взять, к примеру, слияние между Daimler-Benz и Chrysler. Первоначально планировалось интегрировать обе команды менеджеров во главе с двумя сопредседателями в Штутгарте и Дирборне. Но как только прибыли Chrysler внезапно пошли на спад, от этих планов не осталось и следа; многие высшие руководители Chrysler просто ушли, и контроль оказался в руках менеджеров Daimler-Benz26.
Если обоюдного согласия достичь не удается, инициатор слияния может в обход менеджеров компании-мишени обратиться напрямую к ее акционерам. Для этого есть два пути. Первый — попытаться найти поддержку среди акционеров компании-мишени на очередном годовом собрании. Этот способ так и называют борьбой за голоса акционеров, или, более развернуто, борьбой за доверенности на голосование (доверенность дает право голосовать чужими акциями). Возможно фирме понадобится аренда склада.
Такие битвы за голоса обходятся дорого, и победа в них дается нелегко. Второй путь, которым может воспользоваться инициатор слияния, — тендерное предложение, то есть прямое рыночное предложение акционерам компании-мишени о выкупе у них контрольного пакета акций. Менеджмент этой компании может либо рекомендовать акционерам принять предложение, либо, напротив, попытаться перебить его.