При наведении порядка в бизнесе, команда сначала прорабатывает угол Цели «Треугольника гармоничного бизнеса». А затем, углубляясь в угол Система, проходит цикл:
• Выделяет, описывает и отлаживает процессы.
• Описывает и улучшает организационную структуру.
• Исправляет процессы и структуру.
До тех пор пока логика работы бизнеса не будет устраивать всех ключевых лиц. Не нужно ждать идеального решения - внедряйте хорошие рабочие версии.
Ориентир в процессном подходе - когда у сотрудника вообще нет должностной инструкции. Есть четкие описания процессов, в которых он участвует, и его ролей в каждом из них. Живой пример - «МсОопаШв». Структуру удобно описывать следующими документами: Органиграмма, Положение о подразделении, Должностная инструкция (ДИ). Важно, чтобы они были действительно работающими.
Органиграмма - это схема оргструктуры. Основные принципы создания/улучшения:
• Сначала описываем процессы.
• Должности берем из процессов.
• Группируем должности в подразделения по общности решаемых задач.
• Решаем, кто за что отвечает.
• Отделы и должности называем по смыслу.
• Создаем «правильное дерево», без двойного подчинения.
• Прорабатываем стыки подразделений и должностей.
• Минимальное количество уровней иерархии.
• Соблюдаем норму управляемости: до 5-8 сотрудников в прямом подчинении у руководителя. Узнайте где электрошокер купить.
• Сводим к минимуму участие руководителей подразделений в ролях: РП, ответственный за шаг процесса, исполнитель шага. Это поможет избежать «вертикальных колодцев».
• Не создаем отделы и должности без нужды.
• В оргсхеме - должности, а не ФИО людей.
• Информационные потоки на органиграмме не указываем.
• Проверяем структуру на простоту, логичность и прозрачность.
Если заметите странности в оргструктуре - не рубите с плеча, меняйте эволюци- онно, с участием команды в принятии решений.